
Можно ли оценить деловую репутацию?
Ценить имидж компании стали не так давно. Чем насыщеннее рынок конкурентными предложениями, цены и условия работы которых практически не отличаются, тем ценнее становятся нематериальные качества работы. Среди того, что, на первый взгляд, невозможно оценить, деловая репутация занимает первое место.
Еще недавно основным критерием выбора поставщика товаров или услуг была только цена. В редких случаях – срок исполнения заказа. Такой подход достаточно быстро доказал свою несостоятельность: победившие в конкурсах компании срывали выполнение контрактов, нередко просто исчезая или банкротя юридическое лицо.
Для участия в Государственных и Муниципальных закупках, а также в тендерах, проводимых крупными частными компаниями, сейчас, прежде всего, необходимы другие преимущества.

Что проверяют при выборе победителя тендера?
Конечно, предложение на выполнение поставки, услуг или работ, по-прежнему остается важным. Однако все чаще на первое место ставятся другие критерии:
- Опыт выполнения аналогичных по сложности и стоимости контрактов.
- Суммарная и максимальная цена, а также общее количество выполненных контрактов.
- Наличие достаточного штата квалифицированных и опытных сотрудников.
- Обеспечение материально-технических ресурсов: недвижимости, оборудования.
- Наличие кредитов и задолженностей перед бюджетом и контрагентами.
- Судебные процессы в отношении компании, а также в прошлом судимости за экономические преступления руководителя или главного бухгалтера.
Примерно из таких параметров и складывается деловая репутация: опыт, отзывы клиентов, собранный коллектив профессионалов и отлично организованный производственный процесс. Кроме того, важны, конечно, репутации первых лиц и владельцев компании.
Способы оценки деловой репутации
Интересно, что в бухгалтерии, где все принимает денежное выражение, придумали и способ в рублях оценить деловую репутацию. При продаже стоимость компании складывается из цены материальных активов и некой надбавки, которую назначают в счет будущих доходов. Величина этой надбавки и есть, по мнению бухгалтеров, цена деловой репутации.
Для ведения бизнеса, например, участия в тендерах, деловую репутацию можно подтвердить проще: с помощью выданного экспертами сертификата или иного документа, удостоверяющего благонадежность компании. В строительном бизнесе такую функцию выполняет допуск СРО: ее члены ручаются друг за друга деньгами в буквальном смысле.
Участники других отраслей могут получить сертификаты, которые так или иначе будут подтверждать положительную деловую репутацию. Для этой цели подходит сертификат ИСО 9001, свидетельство оценки НФС, экономический паспорт организации и т.п.
Все процедуры, направленные на подтверждение благонадежности компании, проводят добровольно, что становится лишним поводом для доверия. Если компания готова предоставить информацию для независимой оценки, да еще и заплатить экспертам за проведение проверочных мероприятий, значит ее руководство отводит деловой репутации не последнюю роль.